Вниманию детишек 3-6 лет и их заботливых родителей!

Объявляется прием ребят

3-6 лет

в школу "Развития интеллекта"

(раннего развития)

«Академии таланта»

Бланк Заявления скачать Здесь

Приходите - Проспект Серова, 58А

Звоните - 8 950 200 77 17

Анатолий Дмитриевич  

Тушков Анатолий Дмитриевич, руководитель концертного хора «Фантазия»,

лауреат Международных конкурсов,

зам.  директора по методической работе Детской школы искусств

г. Серова Свердловской области, заслуженный работник культуры РФ.

Тел. +7 950 200 77 17, e-mail: Centr-tushkov@yandex.ru

Сон в летнюю ночь и «Куриные глаза» на завтрак

(Подсознание человека – необходимый помощник в музыкальном воспитании и выявлении талантов)

    Однажды утром моего 4-х летнего внука спросили, что он будет есть на завтрак? Тот, не долго думая, ответил: «Куриные глаза». Мы, взрослые, недоуменно переглянулись, а потом рассмеялись, догадавшись, что так Игорёшка назвал глазунью. Не раз его образное мышление восхищало нас или ставило в тупик.

    Вот такими образными, эмоциональными, активными, с открытыми душами для творческих изысканий приходят они к нам в музыкальную школу или школу искусств в 4-5 лет. А через 3-4 года занятий на очередном из зачетов или концерте видишь того же ребенка. Да, он овладел определенными навыками и умениями, но куда делись его эмоциональность и образность? Мы ведь развивали его талант, а почему у него если не испуганные, то равнодушные, «стеклянные» глаза, и почему при исполнении музыки молчит его душа? Ответы на эти и многие другие проблемные вопросы музыкального воспитания детей я искал на десятках семинаров, в сотнях книг и тысячах посещенных и проанализированных за 45 лет педагогической деятельности уроках преподавателей музыки.

    Направленность моим мыслям-поискам предало знакомство с утверждением Квантовой физики, что весь Космос, всё живое и неживое на Земле состоит из мельчайших энергетических частиц – квантов. Всё это входит в единую энергоинформационную систему, частью которой является и человек, взрослый он или ребенок. Если Слово и Мысль, по утверждению ученых, –может быть мощной энергией, передающейся по этой энергетической системе на огромные расстояния, то, получается, что Музыка – это тоже энергия? Но и без помощи ученых мы знали это. Ведь каждый ощущал на себе воздействие музыки, которая могла заставить плакать или смеяться, вселять в нас тревогу или заставляла воспарять над Землей. Не раз музыка многократно усиливала наши эмоции при просмотре кинокартины или в ходе театрального спектакля. Какое же это открытие?

    Открытие произошло в моей голове, когда задумался: а как мы используем эту мощную энергетику в своей музыкально-педагогической деятельности? Осознаем ли мы, что приступая к работе с ребенком на музыкальном инструменте, вокале, в хоре или ансамбле над новым музыкальным произведением, мы создаем новую энергетическую силу, своеобразный энергетический сгусток, который будет воздействовать на него и на окружающих. Как и любой другой вид энергии, он может оказывать созидательное или разрушительное воздействие. Поможет или помешает создаваемая нами энергетика становлению таланта ребенка, развитию его интеллекта?

    А, изучая принципы работы Сознания и Подсознания человека, роль их энергетики в СОЗДАНИИ художественного образа музыкального произведения, я понял, что количество проблемных вопросов к привычному миру музыкальной педагогики для меня многократно увеличилось…

    Вот тогда мне и приснился этот сон про Волшебный город.

Сон о Волшебном городе Художественных образов

и педагогическом пути «Ё».

    Это и впрямь Волшебный город, в котором создаются полотна, фильмы, статуи, невероятной красоты украшения. Здесь звучит удивительная музыка, захватывающая души людей. Здесь творятся спектакли, совершаются научные открытия, пишутся стихи и книги, будоражащие умы людей. Эти творения расходятся по всему Миру в виде архитектурных шедевров, заполняют аудитории научных конференций, музеи, картинные галереи, библиотеки, концертные и театральные залы.

    Это Вечный город. Там живут люди, порой счастливые, и тогда глаза их горят особым блеском, порой, как им кажется, несчастные, так как они страдают от мук творчества. Они все из разных эпох и разных народов, но есть у них одно общее: они умеют пользоваться энергетикой своего Подсознания. Именно оно, отвечая за творческое мышление человека, является одновременно антенной и передатчиком, связывающими человека с Космосом, Божественной кладовой, одаривающей людей необычными творческими идеями.

    Создавая очередное творение, бывает, они сначала используют Мастерство, которое передали им Учителя. Их умелые руки руководствуясь Сознанием по привычке начинают делать заготовку для нового творения. Но постепенно эта заготовка переходит на уровень Подсознания, которое подсказывает, что, например, эта полуобструганная деревяшка предназначена для создания Буратино, а эта, очень подходит для создания Щелкунчика…

    Конечно же, бывает и наоборот: сначала рождается необычная навеянная  Подсознанием идея, которая захватывает человека целиком. Создатель ищет материал, форму, жанр, соответствующие задумке. И нет тому человеку покоя, пока не воплотит он эту идею в жизнь. В такие периоды и рождаются творения, которые никто никогда не видел и не слышал. Нечто подобное происходит и тогда, когда листы бумаги, испещрённые шифровкой нотной записи, озарённые идеей исполнителя, также с помощью уже его Подсознания, превращаются в чудесную музыку, трогающую наши сердца и души.

    Да, это Божественный Волшебный город!  Кристаллики этого волшебства в виде творений разлетаются по всему Миру. Но Главное же его Волшебство в том, что от его Благоухания рассеивается пыльца, которая разносится мощными энергетическими потоками по всему Космосу, который окружает нашу Планету. Эта пыльца, неведомым образом взаимоопыляясь, создаёт семена творчества, семена таланта, которыми и наполнен наш Космос. И так уж получается, что каждому родившемуся на Земле малышу вместе с Божественным Подсознанием попадает одно или несколько неизвестных никому таких семян. Но чтобы семенам этим прорасти, получить энергию развития, нужны определенные условия и благодатная почва.

    В этом и должна состоять основная задача образования в целом, задача родителей и педагогов в частности – создать такие условия, чтобы помочь прорасти этим семенам, помочь ребенку выявить и развить его таланты данные Свыше.

    Прародителем английского слова «education» – «образование» было латинское слово «educare», среди множества значений которого есть «воспитывать, выращивать, добывать, выявлять». Возможно, оно подсказывало, что выявлять талант ребенка для будущего успеха в жизни гораздо важнее, чем просто обучать, вкладывая в него знания. Альберт Эйнштейн после сделанных им открытий воскликнул: «Воображение – важнее знаний!», чем подчеркнул важную роль Подсознания, которое отвечает за воображение, творческую фантазию, именно благодаря им происходят новые открытия и создаются шедевры. К сожалению, современные системы образования пошли по пути сознательного накопления нужных, а чаще ненужных человеку знаний. Багаж этих знаний после школы, училища, института становится все больше и тяжелее. Человек тратит на их изучение все свои силы, которых уже не хватает на занятие любимым делом, на взращивание тех семян, а значит и на развитие своего таланта. В основе современного образования в мире лежит система, сформировавшаяся к 16 веку в немецких землях. Но, необходимо учесть, что в то время больше требовались солдаты и работники зарождающихся промышленных предприятий, то есть грамотные, добросовестные исполнители, а ­не творцы. Подобная участь не обошла в какой-то мере и наше музыкальное образование. Но это особая,  интересная тема… А пока вернемся в мой сон.

    Особенность Волшебного города состоит в том, что туда нет спецпропусков. Вы попадаете туда сами или со своими воспитанниками, когда сотворили что-то такое, что художественно ценно, интересно или необходимо, пусть только в данный момент, в данной ситуации. Обычно приближение к этому городу или нахождение в нем сопутствует состоянию человека, когда Разум и Душа (Сознание и Подсознание) уравновесились и творят в едином порыве, когда как сказано в книге «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда: «душа радуется, а разум от удовольствия потирает руки». Если это состояние к вам пришло, то знайте, что вы прибыли на станцию под названием «Волшебный город».

    И дальше сталкиваетесь со следующим проявлением волшебства этого города. Как только вы подарили миру Свое Творение, насладились созданным, порой незаметно для вас это ощущение единства души и разума уходит. Оказывается, нет в том городе постоянной прописки, нет отметки в паспорте. Город как бы выдавливает вас из своего пространства, и вы обнаруживаете, что находитесь уже за его пределами, на одной из его ЗАСТАВ

    Заставы – это своеобразные города-спутники, одна из основных особенностей того города. Они созданы, чтобы оберегать Волшебный город от всего случайного и ненужного. Заставы обладают своей особой притягательностью, поэтому все плотно населены, постоянная прописка приветствуется. Здесь можно упростить задачу, сделать по шаблону, здесь достаточно прочесть стих с правильными ударениями, озвучить ноты согласно текста с правильными стаккато, легато, форте и пиано, т.е. не творить, а конструировать произведения кубиками из своего Сознания. У каждой заставы есть своя организованная жизнь, устоявшиеся правила – истины, свои лидеры, своя система поощрений. Кроме того, все они существуют подобно каруселям, крутясь в разные стороны и обладая своеобразной не центробежной, а центростремительной силой, вопреки законам физики. Каждая карусель как бы втягивает вас в середину, чтобы труднее было с нее спрыгнуть. Пока вы на этой карусели, в силу ее вращения, практически невозможно определить правильный АЗИМУТ ДВИЖЕНИЯ, почти невозможно увидеть Дорогу к Волшебному городу, так как в разные моменты жизни находитесь в разных точках.

    Волшебство должно иметь надежную защиту! Застав множество. Во сне мне привиделось около двадцати. Если схематично, это выглядело так:

В данной статье побываем на восьми Заставах.

Застава № 1. Система перепутанных полушарий.

Известны три основных пути человека к обучению и действию:

1. Через общепринятый академический способ: учиться читать, писать, считать и осмысливать, т.е. через обучение-осмысление к действию.

Это обычно категория прилежных, успешных в обучении детей.

2. Сначала сделал, не столь уж важно правильно или неправильно, а потом осмыслил, т.е. через действия к осмыслению.

Это чаще категория учеников-непосед, детей гиперактивных.

3. Через эмоции, воображение, душевный порыв, увлечение чем-то – к действию и осмыслению. Это категория так называемых художественных личностей.

    В послереволюционное время, когда наше государство стало активно продвигать музыкальное воспитание в массы, с появлением множества музыкальных школ и училищ. Как следствие потребовалось создание системы музыкального образования, которой  раньше не существовало. Ее создатели во многом пошли по проверенному академическому пути, т.е. основные элементы взяли из системы обучения чтению, письму и математике. Проблема в том, что при обучении по академическому, логическому пути, по утверждению ученых, главенствует левое полушарие человеческого мозга, которое отвечает за работу Сознания – Разума и Логики. А в третьем, эмоционально-образном пути развития главенствует правое полушарие, которое отвечает за работу Подсознания – Души. Научный факт, что у художников, музыкантов, писателей именно это полушарие развито больше.

    Существующая система музыкального образования предполагает, что обучение музыке само по себе автоматически задействует правое полушарие, «включит» художественные эмоции и воображение человека. Но это далеко не так. И чаще всего продолжается обучение музыке логическими способами.

    Особенно ярко это отражено в преподавании теории музыки и сольфеджио. Предметы, которые из поколения в поколение  мягко говоря, не является самым любимыми для юных музыкантов. Вероятно, их правое полушарие воспринимает этот предмет как агрессию. И если в учебном заведении появляется теоретик-узурпатор, оно может лишиться многих талантливых учеников.

    Безусловно, многие педагоги-музыканты, исходя из своей природной художественности, образности и педагогического интеллекта сознательно или интуитивно обходят проблемы системы. Как, например, выдающийся педагог-пианист Натан Перельман, который делится своими интересными мыслями в книге «В классе рояля».

    Многие педагоги создают свои альтернативные методики. Очень известный пример – «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» Дмитрия Ерофеевича Огороднова, который для меня явился Главным Учителем музыки.

    Некоторые педагоги с научным складом ума пытаются изменить систему, «повернув» ее к правому полушарию. Пример тому - работа Доктора психологических наук Владимира Григорьевича Ражникова, автора книги «Диалоги о музыкальной педагогике». В 80-90-ые годы он создал в Москве «Центр альтернативной педагогики искусства» (ЦАПИ). В.Г. Ражникову удалось собрать воедино научные открытия и опыт многих прогрессивных педагогов-музыкантов того времени с целью выстроить новую систему музыкального воспитания. Но существующая система устойчива и крепка, а в отношении защиты своих интересов, порой очень агрессивна, поэтому ЦАПИ не стал долгожителем. Правда многие педагоги – музыканты исповедующие художественно-образный подход к музыкальной педагогике, в своих повседневных занятиях с учениками используют «Словарь эстетических эмоций», созданный командой В.Г. Ражникова.

Застава № 2. Информационная.

Богат русский язык!

  1. Образ – икона. Образа ставили в Красном углу избы.
  2. Образец – что-то хорошее, отличное.
  3. Художественный образ, как открытие, которое удивляет, поражает.
  4. Образное исполнение музыкального произведения захватывает своей энергетикой.
  5. Исполнение без образа, получается… безобразное?

Смягчая, перефразирую – информационное исполнение. Когда мы слушаем информацию на ж/д вокзале, нам важно, чтобы диктор сделал объявление громко, чётко, ясно, желательно приятным голосом и с правильными ударениями. Нас не интересует ни ум, ни интеллект этого человека, не говоря уж об образности и какой-либо художественной идее сообщения.

Сегодняшняя картина прояснится, если мы все услышанные музыкальные произведения на концертах, зачетах, экзаменах, конкурсах начнем делить на художественно-образные и информационные. Рассмотрим три примера из моего жизненного опыта.

1. В составе комиссии по переводному экзамену учащихся-пианистов 4 класса ДШИ. Исполнено было 56 произведений. Из них:

  • на художественно-образном уровне – 5 произведений;
  • с проблесками образности  – 13 произведений;
  • чисто информационно –  38 произведений.

2. В составе жюри Финала престижного Всероссийского музыкального конкурса, проходившего в Москве. Номинация – академический вокал,      35 исполнителей от 7 до 18 лет из разных городов России. Было исполнено 70 произведений. По моему мнению, из них:

  • на художественно-образном уровне – 12 произведений;
  • с проблесками образности                      – 38 произведений;
  • чисто информационно                             – 20 произведений.

3. Как слушатель концерта двух скрипачей и двух пианистов из Москвы. Было больше художественности, особенно у скрипачей. После одного виртуозного исполнения пианиста  публика кричала: «Браво!» А мне вспомнился случай в банке.

    Молодая женщина-оператор поразила меня виртуозностью работы. Обе ее руки, всеми десятью пальцами в неимоверно быстром темпе «порхали» по клавиатуре компьютера, вкладывая информацию по моей платежке в информационную систему банка. Я, улыбаясь, спросил, не занималась ли она раньше на фортепиано. Оказалось, нет.

    После возгласов «Браво!» пришла в голову мысль… Как часто на различных концертах, конкурсах мы восхищаемся, когда исполнитель виртуозно вкладывает информацию в систему нашего музыкального бытия и музыкального образования.

Застава № 3. Застава ограниченного сознания и хорошо налаженного производства искусственных цветов.

    Однажды, войдя в Супермаркет, в середине торгового зала я увидел большую вазу с букетом очень красивых цветов. Визуально не смог определить – живые это цветы или нет. Подойдя и потрогав, понял, что это искусственные. Сделаны они были очень качественно, профессионально.

    Поймал себя на мысли, что часто, слушая исполнителей, конкурсантов, мы тоже «любуемся цветами», четко не разграничивая для себя – живые они или искусственные. А важно ли это? Чтобы разобраться – обратимся  к особенностям работы человеческого мозга.

    На определенном этапе развития ребенка уравновешивается важность его Сознания и Подсознания, работа левого и правого полушарий. Наступает недолгий период, я бы сказал, своеобразного «Ребячьего равновесия». Очень благоприятное время для творчества и обучения. Ребенок познает мир, ему всё интересно и он как губка всё это впитывает.

    Что происходит дальше?

    Поле Сознательного начинается резко расширяться «становиться Главным», а Поле Подсознательного сужаться и со взрослением человека отходить на второй, как бы «незаметный» план. (И до поры до времени мы не замечаем, что именно Подсознание связывает нас с Божественной энергетикой, управляет нашим сердцем, легкими и всеми остальными органами).

    А в это время люди Сознательно создают Системы образования, Сознательно пишут Учебные планы и Программы. Педагоги Сознательно идут на Урок, выполняя эти планы и программы. В основном Сознательно выбирают Музыкальное Произведение для работы с учащимся. И Сознательно работают над ним в рамках зоны своего Сознания, т.е. берут «кубики» из архива Сознания и конструируют из них музыкальное произведение. Получается, опираясь только на одно Сознание в своей педагогической работе, мы чаще учим детей из общепринятых деталей (форте-пиано, стаккато-легато и т.д.) конструировать искусственные цветы. Это всё «заботы» и работа левого полушария. Получается, что человечество с помощью существующего Образования, Сознательно загоняет себя в рамки 2-4% возможностей мозга, которыми управляется наше Сознание.

    Еще раз вспомним, что основная задача Сознания человека не создавать что-то новое, а сохранять созданное. Природой, Всевышним роль главного создателя у человека, роль двигателя возможностей его дальнейшего развития отдана Подсознанию. Но беда в том, что ко времени окончания института (см. таблицу) мы уже перестаем замечать его, не умеем им пользоваться. И приходит Подсознание к нам на помощь только в виде интуиции или когда мы глубоко, очень эмоционально и образно что-то переживаем. (Тогда мы вспоминаем о Боге и идем в Храм, чтобы обратиться к Подсознательному). Стоп!

    Если мы сможем построить свой музыкальный учебный процесс с ребенком эмоционально, образно, интуитивно, постараемся сохранить «Ребячье равновесие» и в дальнейшем, в более старшем возрасте, то получается с помощью занятий музыкой мы можем уберечь ребенка от «ухода его Подсознания в незаметную тень». И не только это! Получается, мы можем дополнительно «зачерпнуть» из кладовой Подсознания сколько-то % возможностей человеческого мозга, которые принадлежат этому Подсознанию, т.е. расширить те 2-4 %, принадлежащих Сознанию. Получается, мы можем направить эти дополнительные возможности на развитие таланта, интеллекта ребенка. Для себя я с улыбкой назвал это «Педагогическим путем Ё».

    Включение в музыкально-педагогическую работу Подсознания дает нам неограниченные возможности, как в развитии своего педагогического таланта, так и талантов наших воспитанников.

    Выдающемуся японскому педагогу-скрипачу Синити Судзуки, основателю и президенту Всемирно известного «Института воспитания талантов» подобное удалось. Удалось выработать философию музыкального воспитания и принципы обучения, с подключением Подсознания детей, родителей и педагогов, что обнаружило качественно другие возможности раскрытия природного таланта каждого ребенка. Ему удалось практически с нуля создать Японскую скрипичную школу, воспитанники которой сейчас известны всему миру. Его книга называется «Взращенные с любовью»,  потому что он понимает, что талант ребенка можно именно взрастить, как садовник взращивает любимые живые цветы в своем саду.

Да, искусственные цветы - вещь в жизни тоже нужная, но у них, в отличии от живых, другие приемы творения, абсолютно другая энергетика, другая художественная ценность и главное (задумайтесь!) другое предназначение… А надо ли их столько?

Застава № 4. Педагогической мотивации.

Есть такая байка про трёх мужиков, которые на тачках перевозят камни. Подходят к каждому из них и спрашивают: «Что делаешь?»

Первый отвечает: «Не видите что ли – камни вожу».

Второй: « Деньги зарабатываю».

Третий: «Храм строю».

Получается, что мотивация внутри каждого из нас.

В существующей системе дополнительного образования тоже есть три разных типа педагогов и администраторов.

  1. Одна группа усердно трудится, выявляя и развивая таланты воспитанников, сознательно или интуитивно смягчая, обходя негативные стороны системы. Наиболее смелые пытаются изменить, усовершенствовать систему, прокладывая свои альтернативные пути или используя уже созданные альтернативные программы действий.
  2. Вторая группа тоже усердно, профессионально трудится, обучая учащихся по существующим требованиям, и упорно противостоит любым переменам.
  3. Третьей решительно всё равно. Для таких людей главное – сохранить свою работу и зарплату. Именно поэтому система остается устойчивой и долгое время неизменной.

Застава № 5. Любимых безошибочных учеников.

    «Самый большой недостаток системы образования состоит в том, что она не показывает детям, как учиться на своих ошибках. Их убеждают, что ошибки – это плохо. Но в настоящем обучении ошибки играют первостепенную роль. Ошибки гораздо важнее выученных правильных ответов».

Роберт Кийосаки

    Самую большую ошибку делает птенец, когда выпадает из уютного гнезда. Далее необходимы действия –  махать крыльями, чтобы не разбиться. А уж потом совершенствование самостоятельного полёта под присмотром учителей-родителей. Получается так:

ошибка – необходимое действие, чтобы поправить ситуацию, –  самостоятельный полёт.

    Подобным образом учится ходить и ребёнок.

    Если принять позицию, что обучение – это процесс совершения ошибок, исследования неизвестного и исправление этих ошибок, то получается, что будет намного лучше, если ребёнок сделает основные ошибки под присмотром учителей и родителей. Но система образования и мы, взрослые, наказываем ребёнка за ошибки или стараемся их предотвратить. Наказание за ошибки мешает человеку учиться. Ребёнок разучивается задумываться над истинным значением многих вещей, а привыкает давать учителям то, что они хотят.

Самостоятельный полёт под вопросом?..

Застава № 6. Ошибка безошибочности, или Движение по кругу с истинами в руках.

    Боязнь ошибок переходит из детства во взрослую жизнь. Страх ошибиться часто становится непреодолимой силой для творческих исканий педагога. Получается, педагогу проще и спокойнее сделать для себя некую подборку общепринятых истин и смело идти вперёд к намеченной цели.

    Но, как объясняет Роберт Кийосаки в своей книге «Если хочешь стать богатым и счастливым», человеку даны правая и левая нога, а не правая и неправая. С каждым новым шагом мы отклоняемся  то вправо, то влево, одновременно как бы исправляя ошибку предыдущего шага, и движемся вперёд к цели.

    Как понятие «верх» не может существовать без понятия «низ», так и понятие «правильное» не может существовать без понятия «неправильное». Люди, которые рискуют и совершают ошибки, в результате узнают, что такое «правильно». Если правильный человек будет ходить только «правильной» правой ногой, то будет ходить по кругу.

    Позволить себе ошибиться нелегко. Страх ошибиться настолько прочно укоренился в сознании, что мы по привычке реагируем на свой промах так, что не даём себе возможности на нём учиться. И для страховки крепко держимся за свою подборку проверенных истин.

    О музыкально-педагогических истинах Натан Перельман говорит так: «Жалею педагога, никогда не слышавшего от ученика упрёка в непоследовательности: «На прошлом уроке Вы говорили прямо противоположное; так где же истина?»

    Такой ученик приучен к мысли, что истина уже найдена раз и навсегда и покоится она в лысеющей или седеющей голове учителя. А такой учитель не знает, что голова, наполненная истинами в искусстве, - кладбище истин, где вечный покой».

    По поводу истины… В своей жизни и в педагогической работе я доверяю формулировке современного итальянского философа Антонио Менегетти, что «Истина – не мнение или догма, а всего лишь то, что я максимально делаю из возможного в настоящий момент». И от  себя добавлю «В данной ситуации».

Застава № 7. «Стрекозёл» и стабильная компания по строительству песочных замков и сараек.

    Метро-ритм – привычное для музыкантов словосочетание. Но, если рассматривать музыку как энергетическое явление, то обнаружится, что это выглядит как «стрекозёл». Окажется, что у метра и ритма абсолютно разные энергетические функции и разная значимость.

    Значимость художественного метра как фундамента музыкального произведения и возможной основы музыкального воспитания ребёнка открыл мне впервые Д.Е. Огороднов, когда я уже имел высшее музыкальное образование и приличный педагогический опыт. Долгие годы учебы мне говорили о метро-ритме, поэтому довольно долго и я не мог принять и осмыслить отдельную значимость метра. И только позднее, приняв это, научившись использовать художественный метр в своей педагогической практике, я стал бесконечно благодарен Дмитрию Ерофеевичу за это знание.

    Своим воспитанникам и педагогам стараюсь объяснить, что метр в музыке – это как фундамент для здания или корни для дерева. Они не очень видны, но очень важны. У ребят и на семинарах у педагогов спрашиваю: «Что может быть построено без фундамента?» Отвечают: «Шалаши, песочные замки, будки для собак, туалеты и сарайки в саду». 

    Если мы заглянем в  учебник по теории музыки, то найдем формулировку: «метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта в определённом порядке». Для информационного обучения или «с математическим уклоном» вполне подходит. Но имеет далекое отношение к музыке со стороны её энергетики и художественной образности. Проработав несколько лет с принципом, что музыкальный метр является основой музыкального воспитания ребёнка, я пришёл к другой формулировке. На сегодняшний день она выглядит так: «музыкальный метр – это энергетическое, эмоциональное взаимодействие сильных и слабых долей в определённой последовательности, определённой форме при создании художественного образа музыкального произведения».  

    Получается, если подходить к музыке и музыкальному обучению с художественно-энергетической стороны, то требуется подобное изменение всех формулировок (что такое ритм, мелодия, фраза, гармония и т.д.) в учебниках по сольфеджио и теории музыки.

    В свой педагогический обиход также ввёл термин – «метрическая качель», который существенно отличается от формальной метрической пульсации в тактах нотной записи. Конечно, «качель» может быть и такой как в нотном тексте, но чаще её колебания охватывают целый такт или два – четыре такта на одну амплитуду движения. Это как амплитуда движений рук дирижёра. Многие педагоги называют это «пульсом», что тоже, возможно, верно и полезно. Но, как мне кажется, пульс трудно управляем сознанием человека (ребёнок до взрослости не обращает внимания на свой пульс), а слово «качель» для ребят более понятно. Для педагогов, если принять позицию Вадима Зеланда и рассматривать окружающий нас мир как взаимодействие энергетических маятников точнее назвать это энергетическим метрическим маятником.

    Давайте вспомним как мы, педагоги, часто не наслаждаемся исполнением ребенком музыки, а напряженно переживаем – доиграет или сорвется, хотя произведение вроде бы выучено. Считаю, что тут явные проблемы метрической качели. Когда нет удобной метрической качели, то медленное музыкальное произведение разваливается, в нём нет энергетической тяги, его трудно охватить вниманием и ребенку, и слушателю. А в быстром произведении без удобного маятника в руках у ребенка может скапливаться статическая энергия, от которой помогает избавиться срыв или остановка в исполнении произведения, что часто и случается. Метрическая качель, маятник – это пульсация музыкальной энергетики, без которой практически невозможно выстроить энергетическую форму музыкального произведения.

    Вполне возможно, что педагог, не испытывающий трудностей в этом направлении, скажет: «Проблема высосана из пальца». Но давайте присмотримся к окружающей действительности.

  1. Экзамен учащихся-пианистов 4 класса ДШИ, исполнено 56 произведений.
  • В удобной метрической качели              – 14
  • С нарушением метрической качели        – 10
  • Метрическая качель отсутствует            – 32

Вот сколько песочных замков и сараек понастроили!

  1. Отборочный тур Областного конкурса юных вокалистов. Почти каждое пятое исполнение, когда поющий и его концертмейстер находятся в разных метрических качелях, т.е. во время исполнения идет своеобразная энергетическая борьба между маятниками. Еще чаще встречается это у исполнителей на духовых инструментах и их концертмейстеров.
  2. На одном из концертов слушаю «Время, вперёд!» в исполнении двух педагогов-пианисток на двух роялях. У каждой была своя метрическая качель. Слушатели воспринимали не энергетику музыки Г.Свиридова, а энергетику борьбы двух метрических мировоззрений на эту музыку. И никто не хотел уступать. Пианистки оказались крепкими, никто не сдался, выдержали обе до конца. Это была мучительная ничья со счетом 0:0.

Доктор психологических наук В.Г. Ражников в книге «Диалоги о музыкальной педагогике» с психологической точки зрения обосновывает важность метра как одной из главных основ музыкального воспитания и называет метр «Царем музыки».

Так давайте будем жить с этим Царем в голове!

 

Застава № 8. Ярлыковая.

    У каждого ребенка есть дар, талант, который можно развить. Правда, очень часто стремление к знаниям и саморазвитию, не без нашей педагогической помощи, замещается погоней за выигрышным местом на Доске почета лучших учеников. Мы в своей деятельности, на зачетах, экзаменах, конкурсах старательно делим учеников на способных и неспособных, на талантливых и не очень, успешных и бесперспективных. Всегда ли мы правы в оценках?

    Специалисты по педагогической психологии однозначны – в детстве мы достигаем не больше того, чего от нас ожидают окружающие. И чем младше и впечатлительнее ребенок, тем больше он будет верить приклеенному к нему ярлыку. Цена нашей ошибки – проблемы поведения ребенка и загубленные таланты.

    Достойны восхищения те педагоги, которые умеют сохранять любовь в качестве основы образования и умеют пробуждать у детей интерес к учебе, независимо от ярлыков. Кстати отмечу, что если повседневные уроки перевести в художественно-образное русло, то делить на талантливых и неталантливых вообще трудно, потому что «слабые» порой выдают такие интересные идеи и образы, что заниматься с ними одно удовольствие.

    Однажды, на семинаре меня спросили: «А Ваше ощущение, где Вы как педагог находитесь, на одной из Застав или в Волшебном городе?»

    Я ответил, что за свой многолетний период педагогической деятельности побывал практически на всех этих каруселях: или сам, или с педагогами, уроки которых посещал и анализировал. Но, как мне кажется, иногда мне удается добраться и до той конечной станции под названием «Волшебный город». Помню, более ясно ощутил это первый раз, когда пели с хором духовную музыку в Храме. Я вдруг понял, что мы едины с поющими в чувствах, мыслях, эмоциях и «плавимся» в энергетике музыки Павла Чеснокова. Глаза девчонок были похожи на глаза Святых с икон. Было такое ощущение, что мы все вместе попали в зону энергетики нашего Подсознания. И, как «энергетический наркоман», я стал стремиться вызывать это состояние снова и снова, у себя и хора не только в духовной музыке, не только на концертных площадках, но бывает и на рядовых учебных занятиях.

    Предлагаю тем, кто находится в поиске, осознать свое местоположение, спрыгнуть с крутящейся карусели, если Вы на ней находитесь, определить правильный азимут движения и искать Свой педагогический путь «Ё».

    Получается, чтобы попасть в Волшебный город,  приступая к работе над произведением, надо каждый раз, с каждым учеником начинать свой путь заново, чтобы вновь на какой-то период «Ваша Душа возрадовалась, а Разум здесь постоянная прописка приветствуется развития Вашего педагогического таланта, становления и развития талантов Ваших воспитанников!

 

Список литературы:

  1. Д.Е. Огороднов. «Музыкально-певческое воспитания детей» (К.: Муз. Украiна, 1989)
  2. В.Г. Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике» (М.: Музыка, 1989)
  3. Д.Б. Богоявленская. «Пути к творчеству» (М.: Знание, 1981)
  4. Н.Е. Перельман «В классе рояля» (Л.: Музыка, 1985)
  5. Р. Кийосаки «Если хочешь стать богатым и счастливым» (Мн.: Попурри, 2008)
  6. С. Судзуки «Взращенные с любовью» (Мн.: Попурри, 2005)
  7. Д. Кехо. «Подсознание может всё». (Мн.: Попурри, 2010)
  8. А. Менегетти. «Мудрец и искусство жизни» (М.: Онтопсихология, 2002)
  9. В. Зеланд «Трансерфинг реальности»
  10. Анхель де Куатье «Учитель танцев» Изд. дом «Нева» 2004г.
  11. Алессандро Барикко «1900. Легенда о пианисте» Изд. Симпозиум» 2005г.
  12. Джон Ассараф, Мюррей Смит «Ответ» Изд. МИДГАРД Спб. 2010г.
  13. Михаил Казиник «Буравчик в стране Света» OOO «Бослен» 2018г.